ПМЭФ 2019. «Главные роли кинопроизводства в России»: о жемчуге, ребейтах и съемках России в Венгрии

7 июня в рамках XXIII Международного экономического форума (6-8 июня) в Санкт-Петербурге прошла дискуссия «Главные роли кинопроизводства в России», на которой эксперты обсудили основные проблемы создания благоприятной экосистемы кино- и телепроизводства в регионах России и предложили возможные пути их решения. Привлекая киногруппы для съемок, кинокомиссии помогают регионам создавать новые рабочие места, развивать местную инфраструктуру, повышать туристическую привлекательность и улучшать имидж. Как показывает международный опыт, поставленное на поток кинопроизводство вносит в бюджеты небольших государств, таких как, например, Новая Зеландия, Чехия, Венгрия или Мальта, ощутимый вклад.

 

С недавних пор и в России стали создаваться кинокомиссии, деятельность которых пока сопряжена с рядом проблем. Дискуссия «Главные роли кинопроизводства в России» прошла в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге на стенде Краснодарского края и была посвящена обсуждению сложностей и перспектив развития кинопроизводства и съемок отечественных и зарубежных кинокомпаний в России. Модерировала мероприятие Александра Модестова, глава компании «Экспоконтент», представительства Reed Midem в России.

 

Съемки в регионах: деньги, законы и инфраструктура

Подводя итоги бурному обсуждению вопросов привлечения кино- и телепроизводящих компаний в регионы, можно выделить три основные проблемы: финансовую, законодательно-юридическую и инфраструктурную, во многом связанные между собой. В настоящий момент всего несколько российских регионов возмещают продюсерам часть средств, затраченных на производство теле- и кинопродукции на их территории: Калининградская область до 20% от расходов, в областном бюджете 2018 года на эту статью было заложено 30 млн рублей, Ульяновская область (до 30%, около 20 млн рублей), Приморский край (до 15%), Новгородская область возмещает до 20%, в областном бюджете 2019 года на эти цели выделено 20 млн рублей и несколько других.

 

В условиях жестких ограничений Бюджетного и Налогового кодекса региональные власти большинства субъектов РФ не видят выгод в сотрудничестве с кинопроизводителями. Кроме того, зачастую, сумма, выделяемая в региональных бюджетах на систему ребейтов не позволяет удовлетворить все запросы продюсеров.

Например, в Краснодарском крае денег хватает только чтобы возместить средства по  двум-трем заявкам кинокомпаний, а в год их поступает около двадцати. В результате, в настоящее время, продюсеры, снимающие в регионе, до самого конца не уверены, будут ли им возмещены затраты, так как до завершения съемок и получения подтверждающих документов администрация не имеет права принимать решение о выделении субсидий. Получается замкнутый круг. Сергей Сельянов возмутился такой постановкой вопроса, это должно быть решено на берегу, чтобы продюсер мог рассчитывать на деньги. Он посоветовал региональной администрации пересмотреть систему и проводить конкурс сценариев, либо выделять средства первым трем компаниям, подавшим заявки.

 

Обычно, средства, получаемые в виде ребейтов, реинвестируются в производство. В мировой практике продюсер, на начальном этапе, заявляя властям о необходимости ребейта, получает письменную гарантию, которую может использовать в качестве обеспечения банковского кредита.  В России пока такая схема не может быть реализована.

По утверждению представителей региональных кинокомиссий, они не уполномочены выдавать таких гарантий до принятия решения о выделении субсидии, то есть до завершения съемок. Министр культуры Владимир Мединский считает, что подобные документы не являются государственной гарантией, и регионы могут давать их продюсерам. Но, поскольку вопросы соблюдения финансовой дисциплины региональными властями не в ведении Минкульта, одной уверенности его руководителя в этом недостаточно. Возможно, положение изменится с вступлением в силу федерального закона о ребейтах, который, по словам Сергея Сельянова, сейчас готовится.

 

В условиях неразвитой инфраструктуры и недостаточных компетенций у подрядчиков в регионах даже отечественные продюсеры предпочитают снимать Россию в Европе, где существуют отработанные механизмы оказания поддержки кинопроизводящим компаниям, позволяющие не только оптимизировать финансовые затраты, но и преодолевать административные барьеры.

Федор Бондарчук:
«Я три месяца провожу в Венгрии, потому что система ребейтов там работает изумительно и довольно быстро. После завершения съемок в Венгрии нас стали звать в Болгарию, обещая создать лучшие условия. Что касается Краснодарского края, то мы вынуждены у вас снимать. У вас в слогане написано «карснодарская жемчужина». Так вот – это действительно так, только очень дорогая жемчужина»!

Режиссер Федор Бондарчук считает, что основная проблема в том, что региональные власти не заинтересованы создавать благоприятные условия для киносъемок. На конференции он обратился к ним с очень эмоциональной и довольно резкой речью, предложив субъектам РФ самим проявлять инициативу и привлекать кинокомпании.

Россия как съемочная площадка или все флаги в гости к нам

Обсудили на конференции и вопросы сотрудничества с зарубежными киногруппами. Здесь проблемы во многом повторяют региональные: отсутствие системы ребейтов на федеральном уровне, слабо развитая инфраструктура (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), но есть и дополнительные сложности.

Российские продюсеры выразили заинтересованность в привлечении иностранных коллег в Россию для совместного кинопроизводства. Министр культуры Владимир Мединский заявил, что ведомство сделает все, чтобы обеспечить условия для съемок.

Владимир Мединский:
«Мы готовы максимально помогать — и системно, и в ручном режиме, чтобы снимали у нас. Создавать условия для наших продюсеров, ведь совсем неправильно, чтобы они снимали кино в Венгрии. Кроме того, надо, чтобы иностранцы снимали у нас, ведь нигде в мире нет такого уникального сочетания дешевого сервиса и фантастических локаций».

Для иностранных производителей не так важен размер ребейта, считает Сергей Сельянов, сколько факт принятия соответствующего закона: «Федеральный закон должен быть максимально friendly по отношению к иностранному производителю, для них ребейт — это сигнал, что мы хотим видеть их у себя в регионе, в стране, который показывает наше доброжелательное отношение».

За создание международного имиджа страны ответственны не только регионы, но и деятели индустрии считает генеральный директор продюсерского центра Леан-М (Sony Pictures Television в России) Владимир Утин. По его словам, страна должна доказать свою состоятельность, как интересное место съемок, сформулировать позиционирование, как регион привлекательный для международных кинематографистов. Кроме того, необходимо переходить к общепринятым мировым стандартам, создавать прозрачный механизм работы с ребейтами и выводить страну из культурной изоляции.

Основатель и генеральный продюсер Star Media Влад Ряшин, имеющий огромный опыт участия в копродукционных проектах и работы с зарубежными кинематографистами упомянул сложности с визовым режимом для иностранных киногрупп и международным страхованием кинопроектов, слабое развитие финансовых институтов, а также недостаток опыта специалистов кино, культурную и языковую изолированность страны. Кроме того, продюсер сказал о необходимости внедрения в кинокомиссиях компьютерной программы для планирования и менеджмента киносъемок Movie Magic, которой сегодня пользуются во всем мире.

Участники конференции отметили и несколько позитивных сдвигов на пути интеграции в мировую киноиндустрию. В качестве примера эффективной работы по привлечению кинематографистов в России Федор Бондарчук привел Московскую кинокомиссию, которая за год существования оказала поддержку в съемках нескольким крупным производственным студиям. Представитель РЭЦ Евгения Данильченко отметила, что с 1 июля вводится льгота по НДС для иностранных кинокомпаний, снимающих проекты в России.

Интеграция в мировую систему производства контента и привлечение российских продюсеров в регионы задачи непростые. Для решения их нужно сделать немало: развить инфраструктуру, обучить кадры, создать понятную и прозрачную систему ребейтов и законодательную базу. Путь непростой, долгий и тернистый. Открытое и честное обсуждение проблемных вопросов, прошедшее на ПЭМФ – это уже шаг в правильном направлении.

XXIII Международный экономический форум, дискуссия «Главные роли кинопроизводства в России»

10 фото
посмотреть альбом

7 июня, 2019 года, Санкт-Петербург

proficinema.ru